АСТАНА - НОВЫЙ ГОРОД

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
«О создании специальной экономической зоны
«Астана - новый город».

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 26 января 1996 года №2823 «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Создать специальную экономическую зону «Астана - новый город» на период до 2007 года.
2. Утвердить прилагаемое Положение о специальной экономической зоне «Астана - новый город».
3. Настоящий Указ вступает в силу с 1 января 2002 года.

Президент Республики Казахстан     Н. Назарбаев.


Астана, 29 июня 2001 г. № 645
УТВЕРЖДЕНО Указом Президента Республики Казахстан
от 29 июня 2001 г. № 645

ПОЛОЖЕНИЕ
о специальной экономической зоне «Астана - новый город» Настоящее Положение разработано в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона от 26 января 1996 года № 2823 «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» и определяет правовые основы, экономические условия и принципы осуществления деятельности на территории пециальной экономической зоны «Астана - новый город».

1. Общие положения

1. Специальная экономическая зона «Астана - новый город» (далее - СЭЗ) расположена на левом берегу реки Ишим в пределах территориальной границы города Астаны, в границах согласно прилагаемому плану. Территория СЭЗ «Астана - новый город» является неотъемлемой частью территории Республики Казахстан и составляет 1052,6 гектара.
2. СЭЗ создается в целях ускоренного развития левобережья реки Ишим путем привлечения инвестиций и использования передовых технологий в строительстве, а также создания современной инфраструктуры.
3. Деятельность СЭЗ регулируется Конституцией Республики Казахстан, Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 26 января 1996 года № 2823 «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» и иным законодательством Республики Казахстан. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве о специальных экономических зонах, то применяются правила международного договора.
4. На территории СЭЗ устанавливается особый правовой режим.

2. Управление СЭЗ и полномочия исполнительного органа

5. Управление СЭЗ осуществляется акиматом города Астаны, на территории которого она расположена.
6. Акимат города Астаны:
- осуществляет разработку и реализацию стратегии и программы развития СЭЗ;
- обеспечивает взаимодействие государственных и иных органов на территории СЭЗ;
- осуществляет привлечение отечественных и иностранных инвестиций, а также кредитных средств для развития СЭЗ и достижения целей ее создания;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
7. Для осуществления отдельных функций местного государственного управления, связанных с обеспечением деятельности СЭЗ, аким города Астаны вправе образовать исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета.

3. Налогообложение на территории СЭЗ

8. Налогообложение на территории СЭЗ регулируется налоговым законодательством Республики Казахстан.

4. Таможенное регулирование

9. Территория СЭЗ рассматривается как территория Республики Казахстан, на которой действует таможенный режим свободной таможенной зоны в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан. Границы СЭЗ по её периметру оборудуются специальным ограждением.
10. Таможенное оформление и контроль на территории СЭЗ осуществляются в порядке, определенном таможенным законодательством.

5. Порядок пребывания иностранных граждан на территории СЭЗ

11. На территории СЭЗ действует порядок въезда, выезда, транзита и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, а также их транспортных средств, установленный законодательством Республики Казахстан и международными соглашениями, ратифицированными Республикой Казахстан.

6. Заключительные положения

12. Условия, установленные в настоящем Положении, могут изменяться Указом Президента Республики Казахстан.
13. СЭЗ упраздняется по основаниям, предусмотренным Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона от 26 января 1996 года № 2823 «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан».
14. Процедура упразднения СЭЗ осуществляется акиматом города Астаны.
15. При упразднении СЭЗ в связи с истечением срока, на который она создавалась, акимат города Астаны:
- не позднее, чем за три месяца до истечения указанного срока публикует в средствах массовой информации объявление о предстоящем упразднении СЭЗ, порядке и сроках приема заявлений и претензий, связанных с ее упразднением;
- обеспечивает разъяснение юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность на территории СЭЗ, порядка переоформления находящихся на ее территории товаров в иной таможенный режим;
- в месячный срок после упразднения СЭЗ представляет Президенту и Правительству Республики Казахстан отчет о результатах деятельности СЭЗ.
16. При досрочном упразднении СЭЗ Указом Президента Республики Казахстан процедура должна быть завершена не позднее чем в шестимесячный срок с соблюдением процедур, предусмотренных пунктом 15 настоящего Положения.
17. Деятельность СЭЗ, не урегулированная настоящим положением, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.


Комментарии к созданию специальной экономической зоны «Астана-новый город»

Государственной программой социально-экономического развития города Астаны на период до 2005 года «Расцвет Астаны - расцвет Казахстана», утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2001 г. № 574, определен комплекс мер по гармоничному развитию г. Астаны как административно-делового центра Казахстана, направленных на повышение консолидирующей роли столицы в социально-экономической и духовной жизни страны.

В соответствии с основными направлениями Программы и Генерального плана застройки г. Астаны, в среднесрочной перспективе должны будут построены административный, деловой, социально-культурный, научно-образовательный и бизнес-центры, позволяющие создать столичную среду, соответствующую стандартам столиц развитых стран.

В этой связи особую актуальность приобретает необходимость обеспечения благоприятного инвестиционного климата для стимулирования притока отечественных и иностранных инвестиций в приоритетные и первоочередные объекты социальной инфраструктуры.

В целях оперативного и качественного решения поставленных задач, Правительство внесло на рассмотрение Президента проект Указа Президента Республики Казахстан «О создании специальной экономической зоны «Астана-новый город». Указ, предусматривающий создание специальной экономической зоны «Астана-новый город» на период до 2007 г. и вступающий в силу с 1 января 2002 г. был подписан Президентом Республики Казахстан 29 июня 2001 г.

Специальная экономическая зона на левом берегу реки Ишим г. Астаны создается в целях ускоренного развития строительства объектов на левом берегу реки Ишим путем привлечения инвестиций и использования современных передовых технологий.

Основным отраслевым направлением создаваемой специальной экономической зоны будет являться строительство и возведение административного и жилого комплексов, объектов столичной инфраструктуры.

Территория СЭЗ «Астана - новый город» рассматривается как таможенная территория Республики Казахстан, на которой действует режим «свободной таможенной зоны» в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

Для реализации поставленных целей устанавливается особый режим, предусматривающий введение льготного налогообложения:
- освобождение от НДС оборотов по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемых на территории СЭЗ для целей строительства объектов инфраструктуры, административного и жилого комплексов;
- облагается налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке реализация товаров и оборудования, полностью потребляемых в процессе строительства и ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры, административного и жилого комплексов на территории СЭЗ в соответствии с проектно-сметной документацией;
- освобождение от земельного налога по земельным участкам, расположенным на территории СЭЗ, на которых построены или осуществляется строительство объектов инфраструктуры, административного и жилого комплексов;
- не является объектом обложения налогом на имущество остаточная стоимость зданий и сооружений юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, расположенных на территории СЭЗ.

Таможенное регулирование на территории специальной экономической зоны осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан. Территория специальной экономической зоны рассматривается как находящаяся на территории Республики Казахстан, на которой действует режим свободной таможенной зоны. Под таможенный режим создаваемой свободной таможенной зоны допускается к помещению:
- машины и оборудование, предназначенные для строительства;
- товары, полностью потребляемые в процессе строительства;
- товары и оборудование, необходимые для строительства и ввода объектов в соответствии с проектно-сметной документацией строительных организаций.

Таможенное оформление и контроль товаров, помещаемых под таможенный режим свободной таможенной зоны на территорию специальной экономической зоны «Астана - новый город», осуществляются в порядке, определяемом центральным таможенным органом Республики Казахстан.

Разработанное технико-экономическое обоснование позволило выделить ряд важных положительных аспектов создания специальной экономической зоны: создание СЭЗ обеспечит в кратчайшие сроки реальные и весьма ощутимые стимулы, заключающиеся в государственной поддержке прямых инвестиций в развитие объектов левого берега реки Есиль, для привлечения как отечественного, так и иностранного капитала.

Будет способствовать реализации Генерального плана развития столицы в ускоренные сроки. Создаются все необходимые предпосылки для развития объектов социальной инфраструктуры, строительства жилья и т.д. В среднесрочной перспективе будут построены административный, деловой, социально-культурный, научно-образовательный и бизнес- центры, позволяющие создать столичную среду, соответствующую стандартам столиц развитых стран.

Проект по строительству новой столицы инициирует большие возможности создания новых рабочих мест и выпуска добавленной стоимости, т.е. создается эффективный дополнительный спрос, ведущий к росту ВВП. Тем самым повышается консолидирующая роль столицы в социально-экономической и духовной жизни страны, что соответствует основным задачам, заложенным в Государственной программе «Расцвет Астаны - Расцвет Казахстана».

На строительных объектах будут заняты строительные компании из г. Алматы, Акмолинской, Алматинской, Карагандинской и др.областей.

За время функционирования СЭЗ будет создано около 3 тыс. дополнительных рабочих мест.

Значительный интерес к финансированию проектов застройки левого берега реки Есиль проявляют банки второго уровня Республики Казахстан. Создание СЭЗ с системой льгот и преференций позволит привлекать средства как отечественных, так и иностранных банков не только в коммерческие проекты по строительству торговых центров, офисов, жилых многоквартирных зданий, банков, супермаркетов, но и сделает более привлекательным финансирование общественно-значимых объектов некоммерческого использования - дорог, мостов, парков, работ по озеленению территорий и развитию водных ресурсов - имеющих важное значение не только в плане строительства новой столицы, но и в повышении комфорта для проживания жителей города.

Через создание СЭЗ экономика региона втягивается в кооперацию и интеграцию с мировой экономикой.

Позволит привлечь передовые иностранные технологии.

Будет способствовать динамичному развитию экономики региона.

В соответствии с Генеральным планом развития столицы, инвестиционные вложения в развитие объектов и инженерных сетей левобережной части г. Астаны составят 238,6 млрд. тенге.

Создание специальной экономической зоны на левом берегу реки Есиль, на территории которой будет введен ряд налоговых льгот и преференций, обеспечит положительный экономический эффект как для государства, так и для потенциальных инвесторов.

Выгоды инвесторов:
- государственная поддержка прямых инвестиций в развитие объектов левого берега реки Есиль;
- наличие значительных налоговых льгот и преференций;
- возможность выбора земельного участка для строительства объектов;
- реальный рост капитализации земли при относительной дешевизне ресурсов на сегодняшний день;
- участие в проекте по строительству столицы имеет значительный макроэкономический эффект. Так, согласно расчетов японских специалистов, внутренняя норма рентабельности инвестиционных вложений составляет 10-11%, что соответствует границе приемлемости, устанавливаемой мировыми финансовыми институтами, такими, как Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития и др.

Специальная экономическая зона будет организована в пределах 6 земельных участков общей площадью 1052,6 га. Общий периметр составляет 36,8 км. Периметры выделенных участков являются границей СЭЗ и оборудуются специальным ограждением.

Описание участка

Участок 1 - Ансамбль из четырех 16-этажных домов в районе поселка «Чубары».
Участок 2 - Наиболее важным элементом новой столицы Республики Казахстан в соответствии с проектными предложениями нового Генерального плана развития города станет административно-деловой центр: Резиденция Президента; Здание Парламента; Административные здания Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, внутренних дел Республики Казахстан; Дипломатический городок; Новая площадь и бульвар, памятник-обелиск на новой площади.
Участок 3 - Конно-спортивный комплекс.
Участок 4 - В этой зоне разместятся многофункциональные торговые, банковские, деловые и жилые объекты: Многоэтажные офисы национальных компаний «КазахОйл», «КазТрансОйл», Народного Сберегательного Банка Казахстана; Жилой центр, новая школа и цирк.
Участок 5 - этно-парк с центром досуга и развлечений.
Участок 6 - станция по очистке стоков ливневой канализации.


Hosted by uCoz