|
Достопримечательности города.
«Летопись Градо-Акмолннской Александро-Невской церкви» гласит:
«Городу Акмолинску по усмерении степных кочевников (подразумевается мятеж, поднятый в 1837 году Кенесарой Касымовым — А. Д.) пришлось играть в степи видную роль. Почти вся торговля с киргизами (казахами — А. Д.) дальней степи, находившаяся прежде в руках города Петропавловска перешла к Акмолинску».
Товары поступали сюда из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Царицына, .Ирбита, Пишпека. Ташкента, Бухары и других мест. Купцы всех гильдий и национальностей, скотопромышленники-прасолы съезжались не только из России, Сибири, Средней Азии, но даже из-за границы, не исключая Западной Европы.
Большую известность получила учрежденная в 1852 году ежегодная Константиновская ярмарка с 21 мая по 10 июня (после официального закрытия она переходила в «сатовку», т. е. в обычную ярмарку). Иногда обороты ее достигали 4 миллионов рублей за сезон.
Торжище располагалось за городом около менового двора, неподалеку от Чубарского лога (Соленая балка), представляя собой пестрое зрелище. Буквально в течение двух-тpех дней на огромной площади вырастали ряды лавок, палаток, юрт, скапливались десятки тысяч людей. Тут все можно было встретить, начиная от игорных и питейных заведений, пельменных, шашлычных, кумысных, каруселей, балаганов, бродячих артистов, кончая шарманщиками, факирами, непременными цыганскими таборными ватагами, слепыми музыкантами, нищими попрошайками и певцами. В пыльной толчее и гвалте слышались смиренные псалмы приезжих монахов и монашек, собиравших лепту на построение храмов, зазывные крики торговцев, пьяные песни и ругань, вопли избиваемых пойманных мошенников, блеяние и мычание пригнанного на продажу скота.
| Таких ветряных мельниц до революции в Акмолинске насчитывалось около 70.
Фото А. Дубицкого 1932 год. |
Но закрывалась Константиновская ярмарка — исчезал ярмарочный городок около менового двора. Разъезжались во все края отягощенные добычей коммерсанты. До следующей ярмарки (Дмитрйевской, ежегодно проводившейся с 26 октября по 10 ноября) остывали торговые страсти, Акмолинск снова становился тихим, малолюдным. Зимой, особенно в Слободке и казахском «джатаке» («джатаком» называлась отдельная группа из 10—15 плоскокрышных саманных мазанок на восточной окраине; в переводе «джатак» — кочевник, перешедший к оседлости) постройки чуть ли не с крышами заносило снегом, летом — секло пыльными ветрами.
Как заштатный провинциальный город, Акмолинск служил местом ссылки революционеров. По неполным данным, с 1882 по 1906 годы здесь отбывали ссылку 45 человек.
До Петропавловска — ближайшей железнодорожной станции — насчитывалось около 500 верст. Почту, пассажиров, хозяйственные грузы перевозили на лошадях, быках и верблюдах. Часть населения занималась извозом. По столбовым трактам и проселочным дорогам зимой и летом из города тянулись подводы с хлебом, шерстью, кожами, топленым салом и другими продуктами сельского хозяйства, а обратно везли, строительный лес, промышленные товары, уголь для кузниц, керосин и т. д. Обозы неделями застревали в пути.
Многие горожане по существу были крестьянами, главным источником доходов которых являлись хлебопашество и скотоводство. Земельные участки, как правило, находились вблизи города. Сено косили в заливных поймах Нуры, Capкрамы, Козгоча, Ишима, у окрестных стариц и озер.
В ту пору Акмолинск делился на четыре основных части — Крепость, Слободку, Казачье (или Станицу) и Город. Существовали еще три «выгона» — Восточный, Северный и Западный. На выгонах преимущественно селились мещане, содержавшие ветряные мельницы. Мельниц было так много, что, по образному выражению П. Головачева, посетившего Акмолинск в 1903 году и опубликовавшего в московском географическом сборнике «Азиатская Россия» статью об этой поездке, город был окружен «целой сотней ветряных мельниц, которые, словно добрые великаны, отмахивают от него своими длинными руками злых духов степи». Мельницы располагались по дуговому обводу, примерно где-то в пределах теперешних пр.Богембая и улицы им. Авдеева, на открытых степных пустырях.
Множество «ветрянок» (ветряных мельниц) объясняется тем, что мука нужна была, во-первых, для прокорма самих горожан, во-вторых, для оптовой продажи на ярмарках заезжим скупщикам, и, в-третьих, для обмена и сбыта населению обширных кочевых казахских волостей Северного и Центрального Казахстана, где земледелие почти не практиковалось, традиционным занятием пo-прежнему служило животноводство, а потребность в хлебе была велика. Застарелую проблему эту окончательно пришлось решать уже при Советской власти. Усилия, предпринимаемые администрацией, не давали желаемого результата. Вот почему 8 января 1930 года Совнарком Казахской АССР вынужден был даже образовать специальный Комитет по оседанию кочевого и полукочевого населения, а 1 ноября 1932 года Совнарком СССР принял постановление «О плане мероприятий по оседанию кочевого населения КАССР в 1933 году».
Кроме ветряных, неподалеку от города, на Нуре и Ишиме, работало несколько «водянок», т.е. водяных мельниц. Позднее (еще до революции) появились механические мельницы, дававшие муку в основном трех сортов — размол, крупчатку и сеянку. .
В период массовой коллективизации крестьян, «ветрянки» были конфискованы, постепенно разрушены. Такая же участь постигла и «водянки».
Механические мельницы находились: Шмидта — на правом берегу Ишима около современного автодорожного моста, Мацевича — на Восточном выгоне (сгорела после Великой Отечественной войны, на ее месте построен мельзавод № 2 по улице Авдеева, 62), Ефремова — по улице Больничной, Шестакова — по улице Училищной (теперь улица Орджоникидзе. 41, где впоследствии размещалась горэлектростанция, а теперь находится контора «Горэлектросеть»). После национализации работали только две из них — паровая Д. А. Шмидта и дизельная А. А. Мацевича.
|