Астана - город мира!

Карта сайта

Река Ишим.

        У рек, как и у стоящих на них городов, своя история.

        Еще каких-нибудь лет 35—40 назад Ишим около Акмолинска выглядел совершенно по-другому. Изгиб правого берега был крутым глинистым обрывом, посредине реки зеленел поросший тальником и шиповником песчаный остров, а саму реку на перекатах переезжали и переходили вброд. Если лето выдавалось особенно засушливым, Ишим на мелководье пересыхал совсем, течение его прекращалось.

        Не мешает вспомнить, что через степное урочище Карауткуль (дословно — Черный брод) пролегала древняя караванная дорога, связывавшая Россию со Средней Азией. Караванщики недолюбливали это место: случалось, что в густых зарослях жимолости, крушины и тальника на левом берегу Ишима грабители устраивали засады. Отсюда, должно быть, и название ишимской переправы. Этим же, видимо, объясняется и то, что именно здесь, на Карауткуле, подполковник Федор Кузьмич Шубин в июне 1830 года счел нужным расположить свой-сторожевой казачий отряд, ознаменовав тем самым начало существования Акмолинска.

        Торговые караваны под охраной казачьих отрядов стали курсировать регулярно. Особенно после того, как в Акмолинске были учреждены ежегодные ярмарки — Константииовская и Дмитриевская.

        Караваны переходили через Ишим в двух пунктах: первый из них там, где сейчас железобетонный автодорожный мост, а второй — у юго-восточной оконечности современного зареченского парка культуры и отдыха, в районе локомотив- ного депо детской железной дороги. Первое время Акмолинск почти не имел зеленых насаждений. Лишь в 1893 году по инициативе акмолинского уездного начальника подполковника Троицкого, начальника местной военной команды Трегубенко и субалтерн-офицера Жузлова солдаты и горожане на берегу Ишнма разбили городской сад, а на территории бывшей крепости — Солдатский сад. Был заложен также заишимский парк (питомник). Самое деятельное участие в его создании принял владелец аптеки П. Е. Путилов.
Ишим
Берег Ишима около городского сада. На переднем плане — лодки и помост, с которого водовозы набирали воду.
Фото К. Шахова. 1911 г.

        Деревья подрастали. В садах все чаще устраивались праздничные гулянья. Со временем в городском саду на берегу Ишима появилось дощатое помещение летнего театра (примерно там, где теперь гранитная лестница), которое сгорело в двадцатых годах.

        Каждую весну через Ишим в районе теперешнего железобетонного пешеходного моста или же прямо из сада на остров, а с острова через южную протоку («заливчик») перебрасывался хлипкий временный мостик (осенью его убирали).

        В двадцатых годах горсовет сделал попытку построить капитальный мост для транспорта (точно на том месте, где теперь пешеходный), но успехом она не увенчалась. Были сооружены и опущены в воду набитые камнем деревянные «быки», перед «быками» из толстых бревен установлены «ледоколы». Прогоны и настил сделать не успели: началось весеннее половодье, перед мостом образовался затор льда, уровень воды резко повысился. Под напором взбунтовавшейся стихии, верхняя часть «быков» рухнула. На этом строительство моста прекратилось. Остатки торчавших из воды разрушенных «быков» на протяжении многих лет служили по весне основой при постройке очередного хлипкого мостика через Ишим.
Ишим
Ишим в 1931 году. На переднем плане — остатки насыпи и сваи от некогда находившегося тут помоста для набора воды. Вдалеке — пешеходный мостик на месте теперешнего железобетонного моста.
Автор снимка не установлен.

        Попутно надо сказать, что ишимская вода была чистой, прозрачной, использовалась жителями для питья (теми, кто не имел во дворах у себя хороших колодцев). Поэтому в городе промышляло много водовозов. Справа и слева от городского сада были даже сооружены специальные дощатые помосты, въехав на которые, водовозы с помощью длинных черпаков наливали бочки. Зимой они же кололи пешнями лед, укладывали его на сани-розвальни, продавали возами. Дело в том, что большинство акмолинцев в это время года предпочитало пить чай из вкусной ледяной воды.

        Еще сразу после войны, в 1946—1947 годах, ишимская незагрязненная вода годилась для питья. Сейчас об этом только вспоминают.

        Теперешний вид Ишима в черте города сложился не сразу. Сперва, во время освоения целинных земель, около бывшей паровой мельницы Д. А. Шмидта (теперь на ее месте находится РСУ областного производственного объединения хлебопродуктов) был построен автодорожный, а несколько позднее (1963 г.) около городского парка по Комсомольской улице пешеходный мосты. Правый берег снивелировали, защитили от размыва земляной дамбой, облицевали железобетонными плитами и камнем.

        В 1968—1972 годах строительный участок уральского треста «Гидромеханизация», возглавляемый Б. А. Кашиловым (с 1970 года Кашилова сменил А. Д. Егоров) произвел капитальные работы по углублению и расширению русла Ишима. Остров, находившийся посредине реки напротив городского парка, в процессе этих работ был смыт земснарядом.


Реклама
Доставка еды: суши, пицца, шашлык, пиво. Заказать блюда в Астане на дом.
Купить вкуснейшую красную икру вы можете на нашем сайте http://redikra.kz.
Только самые отборные российские поставщики, предлагающие минимальные цены на икру с дикой Камчатки.
Интернет-магазин Провиант - заказ продуктов в Астане!