Астана - город мира!

Карта сайта

Карауткульские мечети.

        Возникновение Акмолинска обусловили не только административные, но и коммерческие соображения. Расположенный на торговой караванной трассе, связывавшей Россию со Средней Азией, он стал важным транзитным пунктом.

        Кроме организации надежной защиты караванов в пути, генерал-губернатор Западной Сибири выполнял давнее указание правительства относиться к иноземным купцам с «бережением и лаской», старался создавать наиболее благоприятные условия для приезжающих с товарами среднеазиатских торговцев-магометан. Именно поэтому в 1838 году на Карауткуле была построена деревянная мечеть.

        Будущий город в ту пору представлял собой небольшой степной поселок из нескольких саманных и плитняковых казарм, деревянных домиков.

        По статистике 1836 года в Акмолинском внешнем округе значилось 15 кочевых казахских волостей, одно селение (на Карауткуле), 9 деревянных обывательских домов, лазарет, ветряная мельница, кузня, 15 семей с детьми, 40 женщин, 324 мужчины, в том числе 3 строевых офицера, 10 урядников, 117 казанов, трубач, фельдшер, 4 резервных урядника и 24 резервных казака (людской состав исчисляется с учетом сторожевых никетив и находящихся в служебных походах, связанных главным образом с охраной караванов). В 3576 кочевых казахских аулах (данные 1832 года) проживали 70961 мужчина и 60301 женщина.
Мечеть
«Старая мечеть» постройки 1838 года, сгоревшая в 1920 году.
Фото К. Шахова. 1911 г.

        В 1838 году еще не было ни Акмолиского укрепления, ни Акмолинской казачьей станицы, ни каких-либо признаков улиц, поскольку казармы и частные дома строились вразброс.

        Мечеть поставили на отшибе, в степи. Когда ппибывал очередной караван, в ней устраивалось молебствие. По обычным дням и праздникам сюда съезжались верующие из ближайших аулов.

        Вокруг мечети начали селиться мелкие торговцы, ремесленники, другой приезжий люд.

        Согласно ведомости от 23 августа 1865 года, при акмолинской соборной мечети существовала казахская школа (число учащихся не названо, однако можно предположить, что, по обыкновению того времени, в ней занималось от 2 до 8 человек). Занятия вел мулла Карабек Баибеков. Дети учились читать, писать и считать, наизусть зубрили коран. Именно такие школы подразумевал Чокан Валиханов в 1864 году в своей «Записке о судебной реформе»:
        «У нас большая часть мулл из татар, и все они без исключения плуты. Это народ невежественный в высшей степени, едва знающий свою грамоту, но зараженный мрачным изуверством и диким суеверием... Чудовищная фантастика, мертвая схоластика и ни одной реальной мысли. К таким вопиющим явлениям для полноты картины нужно присоединить еще то обстоятельство, что вся эта мертвечина, долбление текстов из корана на арабском языке без всяких комментариев и переводов и заучивание на память всякой схоластической ерунды вбивается киргизским (казахским — А. Д.) детям не иначе, как палкой».

        Мечеть 1838 года с полным основанием считалась достопримечательностью Акмолинска, его неповторимым историческим и архитектурным памятником. К сожалению, она сгорела во время пожара в 1920 году. Точно на том же месте (бывшая улица Мечетная, а теперь улица Иманова, где многоквартирный жилой дом № 4), собрав пожертвования, верующие построили другую — из красного каленого кирпича.
Мечеть
Каменная мечеть, построенная на месте сгоревшей в 1920 году «старой» деревянной мечети. С 1930 года здесь помещался историко-краеведческий музей. На переднем плане - музейный фотопавильон.
Точная дата и автор снимка не установлены.

        В 1930 году новую каменную мечеть закрыли, помещение ее отошло под историко-краеведческий музей. При этом внешний вид здания изменений не претерпел: сохранились минарет, купольный свод, капитальная ограда с каменными столбами. Рядом находился фотопавильон музея.

        В 1940 году историко-краеведческий музей переселился в деревянную Константино-Еленинскую церковь, а здесь разместили завод «Казпиво». Позднее каменное мечетное здание вообще убрали и на его месте выстроили многоквартирный жилой дом.

        На бывшей Церковной улице (теперь угол улиц Ленина и проспекта Целинников) существовала еще одна мечеть — «татарская» или «зеленая». Название «татарской» она получила потому, что ее построил на собственные средства один из самых богатых купцов Акмолинска татарин Нуркей Забиров, а «зеленой» потому, что была покрашена зеленой масляной краской. После закрытия и перестройки в ней долгое время располагался Дом пионеров. Впоследствии, когда Дом пионеров перешел на центральную площадь в бывшее здание горкома партии, остатки деревянной мечети убрали, построив трехэтажный жилой дом (улица Ленина, 83). Каменные ворота бывшей мечети, столбы, железные кованые решетки ограды сохранились до сих пор.


Реклама
Доставка еды: суши, пицца, шашлык, пиво. Заказать блюда в Астане на дом.
Купить вкуснейшую красную икру вы можете на нашем сайте http://redikra.kz.
Только самые отборные российские поставщики, предлагающие минимальные цены на икру с дикой Камчатки.
Интернет-магазин Провиант - заказ продуктов в Астане!