|
Полиграфические заведения.
До революции в Акмолинске существовало два небольшие частных полиграфических заведения: фотография, фототипия и типография К. П. Шахова на бывшей Училищной и типография В. П. Палкина на Старой улице. Их владельцы выполняли мелкие заказы, печатая всевозможные бланки, бухгалтерские кнвги, торговые счета, визитные карточки. пригласительные балеты и т. д. Причем необходимо отметить, что качество выпускаемой ими продукции было исключительно высокое.
Палкинская типография находилась в одноэтажном кирпичном доме, одну половину которого занимали наборная, печатная. и переплетная комнаты, на другой половнне жил сам хозяин. Он лично принимал заказчиков, вел хозяйственно-денежный учет, помогал делать набор, читал корректуру и даже, при надобности, вручную «крутил» печатную машину. Его рабочими и учениками были А. М. Киселев, М. К. Дубицкий, М. М. Иванов — впоследствии ветераны советского печатного дела, многие годы проработавшие в акмолинских типографиях.
| Общий вид бывшей типографии В. П. Палкина, где в 1918 году были отпечатаны партийные билеты акмолинской организации большевиков и объявление об установлении в уезде Советской власти. Впоследствии здесь
размещались облздравотдел, областная детско-юношеская спортивная школа. Здание снесено.
Фото Н. Имамова 1977 г. |
Типография Василия Папиловича Палкина примечательна еще и тем, что в ней, когда в декабре 1917—январе 1918 года в Акмолинске формировалась первая городская организация Российской Социал-Демократической Рабочей Партии (большевиков) во главе с ее председателем Т. И. Бочком, были отпечатаны партийные билеты, а после завершения работы первого акмолинского уездного съезда рабочих, крестьянских, солдатских и мусульманских депутатов, 5 марта 1918 года появились оттиски исторического объявления, распространенного по городу и уезду:
«Согласно постановлению Первого съезда Советов рабочих, крестьянских, солдатских и мусульманских депутатов
Акмолинского уезда от 2 марта (17 февраля) 1918 года, избранный этим съездом Совет объявляет:
1) Единственной политической и экономической властью в Акмолинском уезде является Совет рабочих, крестьянских,
солдатских и мусульманских депутатов, действующий в полном контакте с декретами и постановлениями Центральной
власти — Совета Народных Комиссаров Российской Федеративной Советской Республики.
2) Поэтому вся власть во всей ее полноте с 3 сего марта (18 февраля) перешла в руки названного Совета, кото-
рый по всем отраслям жизни, ее запросов и нужд выдвинул соответствующие секции, на обязанности которых возложено
изыскать средства и способы, дабы немедленно ввести жизнь населения в нормальное русло.
3) В силу сказанного все государственные учреждения и общественные организации разного наименования как в го-
роде Акмолинске, так и в его уезде, переходят в непосредственное ведение и подчинение названного Совета Р. К. С. и М.
Депутатов, и посему действия таковых учреждений и организаций должны быть строго согласованы с постановлениями и
распоряжениями этого Совета и декретами Центральной власти.
4) В случае же неподчинения Советской власти и проявления каких-либо контрреволюционных действий или агитации против власти Советов, виновные в этом лица будут привлекаться к суду революционного трибунала и караться по всей строгости закона Республики.
Именем Республики Российской
Председатель Акмолинского уездного Совета Р. К. С. и М.
депутатов — КАТЧЕНКО.
Товарищ председателя — БОЧОК.
Секретарь — КРИВОГУЗ».
В. П. Палкин аккуратно выполнял и прочие заказы советских органов.
В ноябре 1919 года, при отступлении через Акмолинск, белые разгромили типографию — печатные машины и оборудование были изломаны, шрифты рассыпаны. Сам В. П. Палкин скончался в 1919 году. После его смерти опустевший дом перешел в собственность государства. Начиная с 1921 года помещение это занимала первая в Акмолинске музыкальная школа, уроки музыки в которой вел М. В. Покровский. Впоследствии дом передали под областной отдел народного здравоохранения, затем под областную детско-юношескую спортивную школу, и наконец вообще снесли.
Как сказано уже, до революции в Акмолинске существовало еще одно частное полиграфическое заведение — К. П. Шахова.
Фотография, фототипия и типография К. П. Шахова занимала одноэтажный деревянный домик на Училищной улице (напротив южного крыла современной гостиницы «Ишим»). Здесь жил и хозяин вместе с семьей. В отдельной комнате находились типографский печатный станок, скромно оборудованная фототипия (способ печатания изображений с металлических или стеклянных пластинок), фотолаборатория. К домику примыкал фотопавильон с застекленной наклонной стеной. Пройти в павильон можно было только через коридор домика.
Константин Павлович Шахов был человеком физически очень сильным, энергичным, непоседливым, любил все делать
непременно своими руками, скучные обязанности провинциального фотографа сочетал с выполнением мелких типографских заказов предпринимателей, волостных и уездных канцелярий. Патриот своего города, он в 1910—1915 годах по собственной инициативе заснял все исторические памятники Акмолинска. С целью популяризации, размножил эти снимки на почтовых открытках, отпечатанных в собственной типографии, передал (разумеется, за соответствующую плату) акмолинскому почтамту. Таким образом, открытки расходились по всей стране, попадали за границу. Некоторые из них можно обнаружить сейчас в хранилищах и у коллекционеров в разных городах Советского Союза. Встречаются они и у старожилов Акмолинска.
В частности, на черно-белых почтовых открытках К. П. Шахова можно увидеть башню Акмолинского укрепления, первые гражданские постройки Акмолинска, деревянную мечеть, сооруженную в 1838 году для приезжавших сюда с товарами купцов-магометан, деревянную Константино-Еленинскую и каменную Александро-Невскую церкви, городское женское и Мариинское училища, почтово-телеграфную контору, Акмолинское отделение Сибирского торгового банка, городскую управу, пожарную каланчу, набережную Ишима и другие объекты.
Почтовые открытки-снимки К. П. Шахова для нас большая историческая ценность. Они позволяют представить лицо и жизнь нашего города в прошлом. Это особенно важно, когда, в связи с интенсивным строительством, сносятся, навсегда исчезают старые дома, магазины, учреждения и Целиноград быстро меняет свой облик.
На углу улиц Церковной и Гостинодворской когда-то стоял двухэтажный особняк купца Г. В. Хальфина — свидетель многих событий, происходивших в Акмолинске, имеющий прямое отношение к полиграфии. Низ этого дома был кирпичный с зарешеченными окнами и железными дверями магазина, верх — деревянный, где проживал хозяин. Искусные мастера украсили наличники окон, навес парадного крыльца и карнизы второго этажа затейливым кружевом резного орнамента.
В 1918 году национализированный особняк был занят отрядом Красной Армии, созданным Акмолинским уездным Совдепом. После колчаковщины в нем находились воинские подразделения, различные конторы, а затем прочно и надолго обосновалась государственная типография, в которой, кроме мелкой полиграфической продукции, печатались газеты на русском, казахском и немецком языках — «Новая степь», «Акмолинский ударник», «Сталинский путь», «Акмолинская правда», «Целинный край», «Целиноградская правда», «Сталин туы», «Тын олкеси», «Коммунизм нуры», «Фройндшафт» и другие. В сентябре 1971 года типографию перевели в специально построенное для нее здание на улице Мира, 25. Старый купеческий дом в 1972 году снесли, и на его месте, как предусмотрено генеральным планом, был заложен памятник В. И. Ленину.
|