Астана - город мира!

Карта сайта

Введение.

Школа
Аульная школа. 1915.
Ликбез
Ликбез. 1930-е гг.
Школа
1963 год. В здании бывшей казахско-татарской школы размещается вечерняя школа рабочей молодёжи.

       До колонизации Казахстана Россией казахи обучались в мектебах и медресе. Со 2-й пол. 19 в. в степи, как составная часть колониального освоения края, стали появляться рус.-казах. школы с интернатами при них. В этих школах изучались родной и рус. языки, арифметика, пение, вероучение. Историю, географию, естествознание преподавали в старших отделениях двухклассных уч-щ.

       Во 2-й пол. 19 в. в Акмолинской обл. открылись школы-интернаты, позднее преобразованные в низшие с.-х. уч-ща. Всего в области было 76 уч. заведений с 2767 учащимися, из них 1 казах, школа (27 учеников), 4 тат. мужских (321 ученик), 3 женских (44 ученицы). К концу 19 в. число уч. заведений увеличилось более чем втрое, но их по-прежнему остро не хватало: в 1898 насчитывалось 61 106 детей школьного возраста, 83% из к-рых - вне школы.

       Царское пр-во было заинтересовано в расширении сети уч. заведений для местного нас. только в той степени, в какой они готовили лишь будущих чиновников и выполняли миссионерские функции. Расходы на нар. образование на душу нас. в Акмолинской обл. в 1910-12 составляли 36 копеек, или в 1,5 раза меньше против нищенских затрат в самой России. Не лучше обстояло дело с просвещением рус. населения:
в 1913 в Акмолинском уезде работало 26 школ, из них 11 церковноприходских, в то же время в уезде имелось 47 церквей и молитвенных домов. После Октябрьской революции народное образование стало развиваться более интенсивно, увеличилось количество учебных заведений, началась перестройка системы образования. При исполнительных комитетах областных, уездных и волостных Советов были созданы отделы народного образования, принявшие в свое ведение все общеобразовательные школы, при них организовывались секции по внешкольному образованию, решавшие культурно-просветительные задачи.

       Благодаря курсам грамоты для взрослых, красным юртам, красным караванам решались задачи просвещения, проводилась политико-воспитательная работа среди населения. Русско-казахские школы, мектебы и медресе в 1917—20 были преобразованы в советские казахские школы. 25 мая 1918 Акмолинский уездный Совдеп выделил отделу народного просвещения 222 тысячи рублей на приобретение учебников для школ. В существовавших тогда школах 1-й ступени с одно-, двух-, трех- и четырехлетним курсом обучения, школах-коммунах с интернатами, школах-семилетках и школах 2-й ступени проводилась работа по улучшению качества преподавания, насыщению программ новым содержанием. 14. 8. 1930 ВЦИК и СНК приняли постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». Одно-, двухгодичные школы были преобразованы в начальные с 4-годичным сроком обучения, что способствовало большему охвату обучением детей-казахов.

       В нач. 1930-х гг. были утверждены новые уч. программы по всем предметам; проводилась работа по созданию новых учебников для казах. школ. В 1940 казах, школа получила полный комплект как оригинальных, так и переводных учебников по всем уч. предметам. В результате политики русификации, продолженной Сов. властью, в республике негативную роль на развитие образования стала оказывать проблема массового овладения казах, языком.

       По данным обл. орг-ции респ. об-ва «Тш жэне мадениет» («Язык и культура»), созданной в 1989, на терр. области в сер. 50-х - нач. 70-х гг. в результате массовой распашки земель, ликвидации мн. казах, аулов было ликвидировано 150 казах, школ, где дети с малых лет изучали родной язык, приобщались к сокровищам нац. культуры. С 1 июля 1990 в республике введен в действие Закон «О языках», в соответствии с к-рым казах. яз. является государственным, рус. - языком межнац. общения. В 1992-93 уч. году в области работало 59 казах, школ (в т. ч. нач., 8-летние, ср. школы).

       Система дошкольного воспитания на территории области развивается с 1920, когда в Акмолинске открылось первое детское дошкольное учреждение на 27 детей. Отставание в развитии социальной инфраструктуры в целом сказалось и на медленном расширении сети дошкольных учреждений: к 1954 на территории области их насчитывалось всего 38. И в 1993 64% детей дошкольного возраста были охвачены дошкольным воспитанием (в детских садах и яслях насчитывается 79 тыс. воспитанников). Самый высокий охват дошкольным воспитанием достигнут в г. Степногорске (95,9%), в Акмоле он составляет 72,2%, Атбасаре — 75%, Шортандинском сельском административном районе — 95,7%, в Алексеевском - 79,1%. В 1986-88 сдано в эксплуатацию 48 типовых детских яслей-садов — всего на 5870 мест.

       В целях улучшения работы по воспитанию и обучению детей на родном яз. в 19 группах 15-и дет. садов нем. яз. изучается как родной, в 22 дет. садах родной яз. для детей - казахский, в 3 яслях-садах с многонац. контингентом открыто 5 групп, в 245 дошк. учреждениях ок. 10 тыс. детей ст. дошк. возраста также изучают казах, язык.

       В 1990 в 404 дошк. учреждениях велось обучение на казах, языке. Увеличивается сеть дошк. учреждений, позволяющих наряду с воспитат.-образоват. решать и леч.-профилактич. задачи: работают 5 санаторных дет. садов и 24 санаторные группы, 20 групп для детей с нарушением речи, 2 - слуха, 10 - зрения, 3 - интеллекта.

       Всего в области 558 дошк. учреждений. Подготовку специалистов для дошк. учреждений области осуществляют Акмолинское пед. уч-ще и пед. классы, организованные при общеобразоват. школах.
Училище
Акмолинское женское училище. 1911 год.


Реклама
Доставка еды: суши, пицца, шашлык, пиво. Заказать блюда в Астане на дом.
Купить вкуснейшую красную икру вы можете на нашем сайте http://redikra.kz.
Только самые отборные российские поставщики, предлагающие минимальные цены на икру с дикой Камчатки.
Интернет-магазин Провиант - заказ продуктов в Астане!